Категория:

Катализатор: проблемы и решение

 

Что такое каталитический нейтрализатор и принцип его работы.

   Катализатор (или каталитический нейтрализатор) – это часть выхлопа, назначение которой состоит в уменьшении уровня вредных веществ в выхлопных газах. В список этих вредных веществ входит окись углерода (СО), углеводороды (СН), и оксиды азота (NO, NO2).

Все эти вещества очень ядовиты и являются частью смога. В состав катализатора входят благородные металлы, назначение которых как раз таки нейтрализовать действие веществ, содержащихся в выхлопных газах. Дело как раз в химическом взаимодействии между этими самыми металлами и вредными веществами выхлопных газов, в процессе которого происходит дальнейшее "сгорание" вредных веществ до допустимого уровня загрязненности.    

Нейтрализатор состоит из корпуса и помещенной в него конструкции из сот, которые могут быть или керамическими или металлическими. На данные соты напылен слой сплава из платыны и иридия. Такой тип структуры в каталитическом нейтрализаторе нужен для увеличения площади взаимодействия выхлопных газов и тех самых благородных металлов, нанесенных на соты. На выходе, в результате окисления CO и СH в катализаторе, получаются практически безвредные газы CO2 и N2. 

Причины выхода из строя каталитического нейтрализатора.

Поскольку катализатор это не высокотехнологичное устройство, и в нем нет сложных механизмов и узлов, то причины выхода его из строя можно разделить на две группы- это деформация корпуса катализатора, либо проблемы с сотовой конструкцией и каталитическим слоем на ней. В обычных условиях эксплуатации проблемы с катализатором возникают как раз таки из-за сгорания каталитического напыления, которое как раз и окисляет вредные газы до допустимого значения чистоты. Напыление может даже не полностью сгореть, но этого уже будет достаточно для менее эффективной нейтрализации выхлопных газов, так как уменьшается та самая площадь соприкосновения платино-иридиевого сплава и ядовитых веществ, о которой мы говорили выше. В результате исправность катализатора и его эффективность напрямую зависит от этой самой площади. Поскольку в блок управления любого автомобиля заложен параметр допустимого количества вредных веществ, содержащихся в выхлопе, то превышение этого параметра и будет являться признаком уменьшения площади соприкосновения каталитического слоя и ядовитых веществ. Как раз в этот момент на приборной панели появляется сообщение об ошибке "CHECK ENGINE",  при считывании которой компьютер выдаст неэффективность в работе катализатора. Информацию о содержании вредных веществ в выхлопе до и после катализатора, блок управления получает посредством еще одного элемента выхлопной системы- датчиков кислорода, которые еще называются лямбда-зонд.

Но эта неисправность случается при нормальных условиях эксплуатации. Приблизить выход из строя катализатора может ряд факторов извне. Например, имеющаяся неисправность в системе зажигания, или формирования и подачи смеси. В этом случае топливо попросту не сгорает полностью, и его частицы, оседая на сотах, забивают конструкцию целиком, что препятствует проходу газов и уменьшает площадь действия. Еще одним фактором, приближающим кончину катализатора, является качество топлива, которое в нашей стране очень на достаточно низком уровне. Дело в том, что для повышения октанового числа, многие производители бензина, или его реализаторы (АЗС), используют топливо со специальными присадками на основе железа, которые просто не сгорают в двигателе и забивают большую площадь сот, что мешает катализатору эффективно работать.

Возможные варианты действий при выходе из строя катализатора.

  Как и в случае со всеми прочими составляющими авто, одним из вариантов устранения поломки  катализатора является замена на новый. Но тут возникает ряд проблем. Во-первых, если Вы захотите поменять его по гарантии у дилера, то можете получить отказ, потому что по мнению официалов причиной неисправности могло стать низкое качество топлива, которым вы заправляли авто. При попытке самостоятельного устранения неисправности катализатора вы столкнетесь со следующей проблемой- это цена нового оригинального катализатора для Вашего авто, за который вам придется отдать от 35 до 150 тыс. руб., в зависимости от модели авто. Стоимость замены катализатора у официалов складывается из замены чуть ли не всей выхлопной системы: это и катализатор, и выпускной коллектор, и фланцевые соединения- вообщем всей приемной трубы. Помимо этого на цену влияет дорогостоящее изготовление той самой конструкции из сот. Плюс ко всему материалы- платиново-иридиевый сплав сам по себе очень дорогой. Добавьте ко всему стоимость таможенных пошлин на драгметаллы, и получается то что получается. И в данном случае, более выгодно воспользоваться альтернативными вариантами:

  •  Прибегнуть к установке универсального катализатора. Это и есть сама бочка катализатора, которая просто вваривается вместо вышедшего из строя. В данном случае меняется сама неисправная деталь, что по деньгам выгоднее, чем менять всю приемную трубу у официалов.
  •  Заменить каталитический нейтрализатор на пламегаситель. Данная процедура вовсе убирает из выхлопной системы такую деталь, как катализатор. Вместо него вваривается пламегаситель, или предварительный резонатор, основная задача которого состоит в выравнивании выхлопного потока, тем самым снижая уровень шума и посторонних звуков. Но к очистке выхлопного газа от вредных веществ пламегаситель не имеет никакого отношения.

Достоинства и недостатки универсальных катализаторов и установки пламегасителей.

Если говорить об установке универсального катализатора, то на выходе мы получаем ту же самую конструкцию с теми же самыми функциями. Он так же будет выполнять работу по очистке выхлопных газов и беречь окружающую среду. Но как и в случае с оригинальным катализатором, никто не может сказать о продолжительности его работы. В среднем, он может прослужить от 60 до 100 тыс. км, но никто не отменял внешние факторы, влияющие на работу катализатора( исправность систем зажигания и формирования смеси, качество топлива).

Что касается замены катализатора пламегасителем, то срок его службы зависит разве что от его целостности. Качество топлива и системы работы двигателя на него не оказывают ни малейшего действия. Но тут решать Вам- сохранять окружающую среду или ваш кошелек. Помимо этого, иногда возникают сложности с постановкой авто на учет при прохождении техосмотра.

ВЫВОД: 
Предпочтительней ставить универсальный катализатор:

  • Если авто моложе 5-ти лет
  • Если вы самостоятельно проходите техосмотр
  • Если Вы за сохранение атмосферы
  • Если Вы планируете выезжать на авто за пределы России.

В остальных случаях  вариант с пламегасителем будет неплохой альтернативой.